vadim_proskurin ([info]vadim_proskurin) wrote,

О больных муравьях и не только

Давно известно, что муравьи, пораженные опасными инфекциями, часто покидают родной муравейник и умирают где-то в сторонке. До последнего времени не было известно, почему так происходит: то ли здоровые муравьи выгоняют больных товарищей из дома, то ли больные уходят добровольно, чтобы не распространять заразу. Недавно четверо биологов из Дании, США и Франции детально исследовали этот вопрос и однозначно установили: верна вторая версия, больные особи покидают муравейник добровольно. Конечно, они не обдумывают этот вопрос и не принимают сознательное решение, просто поведенческие стратегии, содержащие правило "заболел - поди прочь" повышают устойчивость муравейника к инфекциям и потому поддерживаются отбором.

И еще одно интересное наблюдение было сделано по ходу. Ученые исследовали, как обычно протекает случайная встреча двух муравьев из разных муравейников. Оказалось, что здоровые муравьи, как правило, мирно расходятся, в то время как больные особи склонны нападать на незнакомцев:



Эволюционная выгода такой стратегии очевидна. Муравей, которому суждено помереть от болезни в ближайшие дни, не представляет для семьи большой ценности, и поэтому его рискованное поведение эволюционно оправданно. В худшем случае он погибнет на несколько дней раньше, в лучшем - убьет муравья-конкурента.

Если задуматься над этим вопросом, становится похоже, что высокая агрессивность наиболее бесполезных членов общества свойственна не только муравьям, но и другим общественным животным. Возможно, и у людей склонность низкоранговых особей к преступной деятельности есть проявление той же самой закономерности.

  • Post a new comment

    Error

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 65 comments

[info]yosha_orlow

February 1 2012, 19:21:13 UTC 3 months ago

То есть черезмерная агресия -признак низкой ценности для сообщества?

[info]bvi

February 1 2012, 19:41:42 UTC 3 months ago

В любом случае - признак повышенной вероятности того, что носитель чрезмерной агрессии не оставит потомства. :)

[info]vadim_proskurin

February 1 2012, 19:51:02 UTC 3 months ago

Признак - по-моему, слишком сильно сказано (известны многочисленные контрпримеры, маршал Жуков, например). Я бы сказал что-то вроде "высокозначимый фактор отрицательного веса". Эта формулировка, скорее всего, некорректна, но интуитивно понятна, а оживлять в памяти правильную терминологию лень.

[info]mat33

3 months ago

[info]pingback_bot

February 1 2012, 19:34:00 UTC 3 months ago

Немного о естественном отборе

User [info]alex_bykov referenced to your post from Немного о естественном отборе saying: [...] Оригинал взят у в О больных муравьях и не только [...]

[info]pingback_bot

February 1 2012, 20:02:38 UTC 3 months ago

О больных муравьях и не только

User [info]ali_baba75 referenced to your post from О больных муравьях и не только saying: [...] Оригинал взят у в О больных муравьях и не только [...]

[info]ali_baba75

February 1 2012, 20:03:27 UTC 3 months ago

Рабочая теория.
Во всяком случае она бы многое объяснила..

[info]meaerror

February 1 2012, 20:41:51 UTC 3 months ago

Почему никто не вспомнит незлым тихим словом эмиграцию? И сообщество "Пора валить"? Это же самоочевидно.

[info]mat33

February 1 2012, 21:28:35 UTC 3 months ago

...в индийском океане ;)

Аналог эмиграции в муравейнике - разлетание потенциальных "цариц". Процесс сугубо мирный, им и по одному охраннику - не положено. Не найдут вакуум силы там, где жить можно - умрут без боя.

" Возможно, и у людей склонность низкоранговых особей к преступной деятельности есть проявление той же самой закономерности."

Давайте называть ксенофобию - ксенофобией.

[info]meaerror

3 months ago

[info]mat33

3 months ago

[info]haritonoff

3 months ago

[info]mat33

3 months ago

[info]haritonoff

3 months ago

[info]mat33

3 months ago

[info]haritonoff

3 months ago

[info]mat33

3 months ago

[info]haritonoff

3 months ago

[info]mat33

3 months ago

[info]haritonoff

3 months ago

[info]haritonoff

3 months ago

[info]mat33

3 months ago

[info]haritonoff

3 months ago

[info]pingback_bot

February 1 2012, 20:43:16 UTC 3 months ago

Кое что об эмиграции

User [info]meaerror referenced to your post from Кое что об эмиграции saying: [...] Оригинал взят у в О больных муравьях и не только [...]

[info]supermipter

February 1 2012, 21:22:40 UTC 3 months ago

==потому поддерживаются отбором.==
какой же отбор у муравьев???
Эти же заболевшие не участвуют в размножении.

[info]piter239

February 2 2012, 02:48:52 UTC 3 months ago

Отбор у муравейников

[info]supermipter

3 months ago

[info]vadim_proskurin

February 3 2012, 18:26:02 UTC 3 months ago

[info]piter239 абсолютно прав, отбор у муравейников. Чем больше заболевших муравьев в муравейнике, тем хуже кормится матка, тем меньше она производит молодых маток и самцов, тем хуже здоровье этих маток и самцов и т.д.

[info]supermipter

3 months ago

[info]pingback_bot

February 1 2012, 21:30:56 UTC 3 months ago

Так вот ты какой, низкоранговый муравей!

User [info]mila_pavlova referenced to your post from Так вот ты какой, низкоранговый муравей! saying: [...] есть проявление той же самой закономерности. http://vadim-proskurin.livejournal.com/580043.html [...]

[info]pingback_bot

February 1 2012, 21:35:10 UTC 3 months ago

О больных муравьях и о ксенофобии

User [info]mat33 referenced to your post from О больных муравьях и о ксенофобии saying: [...] Originally posted by at О больных муравьях и не только [...]

[info]yoksel_moksel

February 1 2012, 23:58:26 UTC 3 months ago

> Возможно, и у людей склонность низкоранговых особей к преступной деятельности есть проявление той же самой закономерности.

Не согласен. Есть примитивная преступность низкоранговых особей и нетривиальная преступность высокоранговых, о которой не нужно забывать. Выше ранг - больше возможностей, в том числе и для преступности. В том числе для таких манёвров, которые не прописаны в Уголовном Кодексе.

[info]haritonoff

February 2 2012, 03:33:29 UTC 3 months ago

Нетривиальная преступность высокоранговых реже связана с агрессией - там мотивы чаще другие, типа личного обогащения.

[info]bananoff

February 2 2012, 00:55:47 UTC 3 months ago

... то есть их работа "санитарами леса" не от хорошей жизни, а обусловлена отбором получается?.. занятно

[info]haritonoff

February 2 2012, 03:35:28 UTC 3 months ago

Работа санитарами леса обусловлена желанием кушать

[info]bananoff

3 months ago

[info]haritonoff

3 months ago

[info]bananoff

3 months ago

[info]haritonoff

3 months ago

[info]bananoff

3 months ago

[info]haritonoff

3 months ago

[info]bananoff

3 months ago

[info]haritonoff

3 months ago

[info]bananoff

3 months ago

[info]bananoff

3 months ago

[info]haritonoff

3 months ago

[info]vadim_proskurin

February 3 2012, 18:42:01 UTC 3 months ago

Не понял вопроса. "Санитарами леса" обычно называют хищников, а среди муравьев таких видов немного и эксперименты ставились, скорее всего, не на них.

[info]bananoff

3 months ago

[info]maxim_mil

February 2 2012, 03:26:20 UTC 3 months ago

Вполне может быть. Масса разнообразных инстинктов прекрасно уживается в человека, а недоразвитие общего интеллекта ведет к тому, инстинкты становятся не "топливом", а "шоферами". Но ведь наиболее "бесполезные" обезьянки не отличаются избыточной агрессией? Так что с натяжкой версия?

[info]vadim_proskurin

February 3 2012, 18:47:01 UTC 3 months ago

У обезьян наблюдается почти исключительно внутригрупповая агрессия, а у людей - в основном межгрупповая. Гопники, например, отжимают мобилы не у своих младших братьев, а у совершенно посторонних людей. Насколько я понимаю, обезьяны в этом смысле меньше похожи на людей, чем муравьи.

[info]maxim_mil

3 months ago

[info]pingback_bot

February 2 2012, 06:33:02 UTC 3 months ago

О низкоранговых муравьях

User [info]snowman_fedya referenced to your post from О низкоранговых муравьях saying: [...] и, как правило, мирно расходятся, в то время как больные особи склонны нападать на незнакомцев: [...]

[info]brutus_cynicus

February 2 2012, 07:05:43 UTC 3 months ago

Возможно, и у людей склонность низкоранговых особей к преступной деятельности есть проявление той же самой закономерности.
Ну приравнивать низкоранговых людей к больным или менее нужным, чем высокоранговые - в корне неправильно.

[info]supermipter

February 2 2012, 08:18:12 UTC 3 months ago

==Ну приравнивать низкоранговых людей к больным или менее нужным, чем высокоранговые - в корне неправильно.==
правильно, правильно, даже миллион низкоранговых менее нужен чем 1 Сталин какой-нибудь.

[info]supermipter

3 months ago

[info]supermipter

3 months ago

[info]supermipter

3 months ago

[info]supermipter

3 months ago

[info]brutus_cynicus

February 2 2012, 09:10:25 UTC 3 months ago

И вообще эти учёные такие учёные. Неизвестно какие заболевания они изучали. Так можно и агрессию бешеных собак сюда приплести.
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…