vadim_proskurin (vadim_proskurin) wrote,
vadim_proskurin
vadim_proskurin

Categories:

Зачем нужно образование



В последнее время в интернетах активно бурлят говны по поводу грядущего введения нового образовательного стандарта для старших классов средней школы. Народ обсуждает, почему новый стандарт плох, почему старый стандарт тоже плох, нужны ли образовательные стандарты как класс и зачем вообще нужно образование. Как старый матерый препод с 15-летним опытом, я тоже не удержался от соблазна добавить свой пузырь в это бурление.


Закон Российской Федерации "Об образовании" определяет понятие образования следующим образом (выделение мое):
----------
Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
----------
Определение вполне разумное, но, согласно ему, в России существует только два вида образования:
- начальная школа;
- краткосрочные курсы подготовки специалиста в какой-то узкоспециализированной области (автошколы, курсы иностранного языка, компьютерной грамотности и т.д.).

Действительно, кажется странным, что в интересы человека, общества и государства входит, чтобы абсолютно все подростки обладали следующими предметными результатами изучения соответствующих предметных областей:
- знание содержания произведений классической и современной литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
- сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
- сформированность представлений о целостном, многоаспектном образе России в разные периоды на основе синтеза обществознания, истории, географии, культурологии и пр.;
- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
- понимание роли экономики в человеческой истории, особенно в истории XX–XXI вв.: экономика как условие воплощения мечты человечества о свободном времени; противоречие между экономическими и социальными интересами общества;
- принятие этических аспектов информационных технологий;
- сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире; умения находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях;
- владение знаниями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения использовать планиметрические сведения для описания и исследования пространственных форм;
- сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников;
- и т.д.
Здесь я перечислил 9 случайно выбранных пунктов, всего в проекте стандарта их 213 (если я не сбился со счета).

Обучение каждого подростка абсолютно всем вышеперечисленным вещам явно не входит в интересы ни человека, ни общества, ни государства. Менеджеру по продажам вовсе не обязательно иметь сформированную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников. Оператор машинного доения вертел на МПХ этические аспекты информационных технологий. Будущий лауреат нобелевской премии по физике класть хотел на историко-культурное и нравственно-ценностное влияние произведений классической и современной литературы на формирование национальной и мировой культуры. Львиная доля информации, впихиваемой в мозг школьника и студента - никому не нужный мусор.

Таким образом, то, что понимается под образованием на практике, не имеет прямого отношения к высоким и разумным понятиям, которые сформулированы в соответствующем законе.

Допустим, случилось чудо, силы разума одержали решительную победу над силами добра, и система образования приведена в соответствие с заявленными целями. Допустим, детей учат только тому, что реально нужно в жизни абсолютно каждому человеку, т.е. чтению и письму, а все остальное - факультативы. Хорошо ли это?

Не хорошо. Большинство современных профессий не требуют многолетнего обучения, 12-14-летний подросток вполне способен усвоить все необходимые для этой профессии знания и овладеть всеми необходимыми навыками. Например, управлять автомобилем может любой подросток, ноги которого дотягиваются до педалей. Но разумно ли доверять 14-летнему юнцу управлять, скажем, рейсовым автобусом, везущим людей? Конечно, нет. Но не из-за слабой профессиональной подготовки подростка-водителя, а только лишь из-за естественной для подростков безбашенности. То же касается и других профессий. Подросток-продавец может обладать всеми необходимыми знаниями и навыками, чтобы втюхивать покупателям товар и принимать деньги, но он вряд ли справится с соблазном что-нибудь спереть или нажраться "ягуара" прямо на рабочем месте. Подросток-программист может писать программы не хуже, чем взрослый программист, но трудно гарантировать, что в период аврала он не забьет на работу, потому что внезапно влюбился или, скажем, собрался за тридевять земель на концерт любимой группы. И т.д.

Таким образом, типичный современный подросток обладает почти всеми знаниями и навыками, необходимыми для работы в большинстве профессиональных областей. Чтобы додать подростку те знания и навыки, которых ему не хватает, достаточно краткосрочных курсов, для этого не требуется многолетнее обучение. С другой стороны, большинство профессий явно или неявно предполагают, что работник должен достичь уровня социальной зрелости и ответственности, которого люди в норме достигают к 18-25 годам. При этом обучение чему бы то ни было не позволяет существенно ускорить этот процесс.

Таким образом, человек в возрасте от 12 до 18-25 лет уже не нуждается в обучении, но еще не готов приступить к нормальной работе в интересах себя, общества и государства. Молодого человека надо чем-то занять, пока он не дозреет окончательно.

Всеобщее среднее образование - один из способов занять этих молодых людей каким-нибудь делом. Пусть подростки сидят за партами вместо того, чтобы бухать водку по подъездам. А чтобы подростки не слишком забивали на бестолковые и ненужные школьные занятия, им надо простимулировать мозг какими-нибудь заклинаниями, которые убедят неокрепший разум, что когда тело сидит за партой, оно не просто убивает время, но делает нечто реально полезное. Здесь прослеживается параллель с религией - в обоих случаях воздействие на мозг логически некорректной демагогии приводит к социально полезному результату.

Таким образом, чему конкретно учить подростков в средней школе, и чему конкретно учить юношей и девушек в институтах - не суть важно. Молодых людей, чьи будущие профессии реально требуют многолетнего обучения чему-то конкретному, немного, и для удовлетворения их потребностей существуют специализированные школы и классы, а также те немногие ВУЗы, где реально учат чему-то дельному. А остальных можно учить чему угодно, и не совсем радикальные изменения образовательной программы ни на что существенно не влияют. Можно загружать подростковый мозг латынью и древнегреческим или марксистско-ленинской философией или началами математического анализа или православной этикой - это непринципиально.


В связи с этим, бурления говн вокруг образовательных стандартов представляются лишенными большого смысла. Замена одних демагогических заклинаний другими ни на что существенно не влияет, а лишь создает видимость бурной инновационной деятельности. То, что на эту видимость тратятся бюджетные средства - нехорошо, но это не самая большая беда современной российской экономики, во многих других ее областях денег воруется и разбазаривается несопоставимо больше.

На фото министр образования и науки Андрей Фурсенко.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments