Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Пластичность мозга



Набрел на любопытную и познавательную научно-популярную книжку некоего Нормана Дойджа Пластичность мозга. Автор проводит обзор разных областей современной нейронауки с идеей показать, что способности человеческого мозга к самоорганизации и переупорядочиванию своей деятельности гораздо выше, чем принято считать. Хотя проверка основных положений гуглом показывает, что автор часто выдает желаемое за действительное, и преувеличивает почти все, о чем пишет, но, тем не менее, чтиво занимательное, рекомендую. Вот пара кусочков для затравки: Collapse )

По своему личному опыту могу добавить, что чтение лекций в течение нескольких лет действительно сильно помогает в научной деятельности, напрямую не связанной с лекциями. Когда приучаешься говорить четко и ясно, мысли тоже становятся четкими и ясными, и это полезно. А пожилые ученые действительно часто сохраняют полностью здравый ум до 70-75 лет, а потом резко сдают, когда бросают заниматься наукой. Но все равно ведут себя гораздо более адекватно, чем типичный средний обыватель такого же возраста.

Почему гуманитарная помощь не всегда работает

На TED нашлось замечательное видео:



в котором Эрнесто Сиролли доходчиво разъясняет, почему гуманитарная помощь отсталым странам не всегда работает. Вот какую историю он рассказывает по ходу лекции:
----------
Итак, мы прибыли с итальянскими семенами туда, в южную Замбию, в эту великолепнейшую долину, простирающуюся вниз до реки Замбези. Мы учили местных людей, как выращивать итальянские помидоры и цуккини и ... И, конечно, местные люди совершенно не были заинтересованы в этом, так что мы платили им, чтобы они приходили и работали, и они показывались иногда. Мы были поражены тем, что местные люди в такой плодородной долине совсем не занимались сельским хозяйством. Но вместо того чтобы спросить их, как это получилось, что они ничего не выращивали, мы просто сказали: «Слава богу, мы здесь. Как раз в нужный момент, чтобы спасти жителей Замбии от голода».

И, конечно, в Африке всё росло прекрасно. У нас были эти великолепные помидоры. В Италии помидоры вырастают до такого размера. В Замбии — до такого. И мы не могли в это поверить и говорили замбийцам, «Посмотрите, как легко заниматься сельским хозяйством». Когда помидоры стали красивыми и спелыми и красными, вдруг ночью примерно 200 бегемотов вышли из реки и съели всё.

Мы сказали замбийцам: «Боже мой, бегемоты!»

А замбийцы ответили: «Да, поэтому мы не занимаемся здесь сельским хозяйством».

«Почему вы не сказали нам?» «Вы ни разу не спросили».

Я думал, что это только мы, итальянцы, допускаем такие промахи в Африке, но потом я увидел, что делали американцы, англичане, французы, и после того как я увидел, что они делали, я стал гордиться нашим проектом в Замбии. Потому что мы хотя бы покормили бегемотов.
----------

По-моему, эта история великолепно иллюстрирует все попытки устроить что-нибудь большое и хорошее, тщательно запланировав хитрый план и инвестировав в него гору инвестиций. Нанотехнологии, Сколково, компетентностный подход в образовании и т.д. и т.п. Впрочем, удвоение российского ВВП за 10 лет почти получилось - за 5 лет ВВП увеличился как раз в sqrt(2) раз, а потом начался кризис. Это, видимо, исключение.

Важное замечание для комментаторов. Перед тем, как комментировать этот пост, просмотрите выступление Сиролли от начала до конца, чтобы не выглядеть глупо.

Как правильно умножать

ru_marazm доставило прекрасное:



А комментарии к этому чуду еще прекраснее. Вот лишь малая толика.

uralskiy_troll: В 3 или там 5 классе преподают не высшую математику, а преподают именно основу процесса арифметики. НО !!!! Именно из понимания самой основы потом ученики будут учить, например,физику. А уж физике, то , уж тут Вы не будете спорить, очень важно понимать, что на ято умножается. Что расстояние = скорость x время. или Масса = объем х на плотность. и т.п. Именно эту цель и преследует педагогика, когда пытается эту мысль донести. Именно поэтому учитель и пытается донести до ребенка именно понимание процесса " в натуре" так сказать. именно на таком простом примере. Если сейчас ребенок СЕЙЧАС не видит у себя в мозгу этого процесса, как он потом будет учить физику или ,например, химию. З.Ы. не все так печально...девочка есть девочка...у девочек с этим вообще сложности.

newfather: Произведение не меняется, меняется смысл. 2 литра * 9 = 18 литров. 9 покупателей * 2 = 18 покупателей.

sicilysun: Ответ правильный, но решение разное, я уже выше писала, что если развернуть пример от сложения к умножению, правильно 2+2+2+2+2+2+2+2+2=2*9=18 девять раз по два, а не 9+9=9*2=18 два раза по девять. Вот как-то так.

leonid8: А я показал задачу.... ну неважно кому, важно что педагогу младшей школы советской закваски (даже доперестрочной). И он сказал, что учитель прав. Я попытался что-то объяснить, но педагог сказал что их так учили в советском педучилище и ушел от меня чеканя шаг.

krino2: ошибка в том, что нужно найти решение, а не перемножить числа из задачи в произвольном порядке. я считаю, что на этапе обучения следует именно строго следовать правилу. если мы говорим, что E=mc^2, то оно именно так, а не m*с*m или с^2m. применять ранее полученные знания можешь как угодно. у нас именно по этому и самолёты падают или жигули после покупки перебирать надо т.к. каждый считает себя умнее других и ему закон не писан. тебе дали задачу, ты выполни как задали, а не придумывай отсебятину, ибо потом твоим результатом будет пользоваться другой человек и он должен доверять твоему решению и не должен перепроверять за тобой, а твоё решение должно быть правильным. решение девочки можно охарактеризовать как "ответ правильный, и так сойдёт".

glafirok65: Умножение — одно из четырёх основных арифметических действий, бинарная математическая операция, в которой первый аргумент складывается столько раз, сколько показывает второй.Это обще принятая норма. Два литра молока повторяли девять раз. Для этой задачи такой порядок (2х9) принципиален,ибо цель задачи выявить ,насколько ребенок понял суть умножения.

ssich: Но если ребёнок изначально не будет понимать, какой физический показатель он вычисляет, то, думается, подойдя к изучению физики, он не поймёт, почему при исчислении момента силы именно значение силы умножается на расстояние, а не наоборот. И формула момента силы - ньютон умножить на метр. И не иначе. Хотя результат одинаковый, вроде бы. Логика вычислений же.

Фурсенко бессилен что-либо испортить.

Православный учебник биологии

Полтора года назад я писал про учебник православной арифметики. А сегодня случайно набрел на замечательный православный учебник общей биологии для 10-11 классов, написанный под редакцией академика РАН Ю.П. Алтухова, сверстанный в патриаршем издательско-полиграфическом центра Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и отпечатанный на улице Энгельса. По большей части учебник вполне вменяем, но там, где заходит речь об эволюции, там...



Collapse )

Говорят, по этому учебнику реально учились какие-то дети "в Москве в средних школах районов Ясенево и Сабурово, а также в виде эксперимента в государственной школе № 262". Не зря говорил покойный Алексий: те, кто хотят верить, что они произошли от обезьян - пусть верят, может быть, они от них и произошли.

Такие дела.

UPD. Покойный академик Ю.П. Алтухов этот учебник, похоже, не редактировал.

Два древнерусских языка



Набрел на любопытную лекцию знаменитого лингвиста А.А. Зализняка. Среди прочего он утверждает, что в XI-XIII веках в русском языке существовало два очень сильно различающихся диалекта, фактически два разных русских языка: северо-западный (новгородско-псковский) и восточный ("остальной русский"). В XIV-XV веках эти языки слились в единый русский язык, при этом грамматические нормы двух древнерусских языков весьма причудливо переплелись.

Вот, например, как звучали в прошлом разные слова и короткие фразы на двух древнерусских языках. В каждой строчке одно и то же записано вначале на современном русском, затем на северо-западном древнерусском, затем на восточном древнерусском:
- город - городе - город;
- целый - келый - целый;
- на руке - на руке - на руце;
- у сестры - у сестре - у сестры;
- в земле - в земле - в земли;
- на коне - на коне - на кони;
- мои коровы - мое корове - мои коровы;
- два села - два села - две селе;
- помоги - помоги - помози.

Зализняк утверждает, что в формировании белорусского и украинского языков северо-западный диалект не участвовал, этим в некоторой степени объясняется быстрое отделение этих языков от русского в XIV-XV веках. В русском языке в это время активно шел горизонтальный перенос мемов из новгородского диалекта, а белорусский и украинский языки этого переноса избежали. Так что они в чем-то ближе восточному древнерусскому языку, чем современный русский.

О грамотности

Иду как-то утром на работу, гляжу, как гастрабайтеры расширяют Варшавку, и внезапно вижу:



Но потом, поглядев в интернеты, я понял, что в Москве с грамотностью не так все плохо, как могло бы. Потому что иногда бывает так:



Collapse )

И еще много как бывает.

Академия Хана

Набрел на удивительный сайт http://www.khanacademy.org/ Сайт содержит гигантское количество видеолекций по разным предметам (в основном по математике), которые начитывает некто Салман Хан с помощью MS Paint и какого-то программного видеофиксатора. Вот, например, вводная лекция по теории вероятностей. Также ее можно посмотреть прямо здесь, но без русских субтитров:



Насколько видео Хана способны заменить "полноценный" курс лекций - вопрос спорный. Хан излагает вещи очень просто и понятно, но иногда чрезмерно упрощает материал. Студенту мехмата МГУ наверняка покажется, что видеоролики Хана рассчитаны на идиотов. Но для студента обычного вуза или ученика обычной школы (на сайте есть лекции даже для начальной школы) эти видео, скорее всего, окажутся более полезными, чем унылые росказни типичного среднего преподавателя.

К сожалению, российского аналога академии Хана, адаптированного к российским школьным и институтским программам, в интернетах не находится. Это очень плохо. Думаю, если бы российский минобраз дополнил свои инновационные программы грантом на создание российского аналога академии Хана, это было бы прекрасно. Это была бы хорошая, годная и реально полезная инновация, инновация в хорошем смысле, а не просто распил бабла, как обычно.

После просмотра десятка роликов Хана некоторое время меня одолевало желание замутить нечто подобное по низкоуровневым интерфейсам Windows и кодокопанию. Но здраво рассудив, пришел к выводу, что без дополнительной мотивации не осилю. Очень тяжелая это работа, муторная и утомительная, нужно быть настоящим фанатиком, чтобы развернуть такой проект на голом энтузиазме. Салман Хан - святой человек.

UPD. Оказывается, академия Хана по-русски таки существует. Но ее очень мало.

О целях и задачах образования

Многие полагают, что основная цель какого бы то ни было образования - дать знания. Именно с этого заклинания традиционно начинается учебная программа почти любой дисциплины в почти любом учебном заведении. Некоторые идут дальше и утверждают, что:
-----------
Задача образования заключается... в том, чтобы дать возможно большему количеству граждан в наиболее активном их возрасте (когда они еще сами не понимают, чем в жизни будут заниматься) объем информации настолько широкого спектра и глубины, насколько конкретный гражданин может усвоить. В итоге к возрасту принятия решений общество в массовых масштабах получает реального Гражданина (не побоюсь этого слова, способного к Творчеству), а не абстрактное население, умеющее только жрать да срать.
-----------

Я полагаю, что эта точка зрения неверна.

Collapse )

Зачем нужно образование



В последнее время в интернетах активно бурлят говны по поводу грядущего введения нового образовательного стандарта для старших классов средней школы. Народ обсуждает, почему новый стандарт плох, почему старый стандарт тоже плох, нужны ли образовательные стандарты как класс и зачем вообще нужно образование. Как старый матерый препод с 15-летним опытом, я тоже не удержался от соблазна добавить свой пузырь в это бурление.

Collapse )

В связи с этим, бурления говн вокруг образовательных стандартов представляются лишенными большого смысла. Замена одних демагогических заклинаний другими ни на что существенно не влияет, а лишь создает видимость бурной инновационной деятельности. То, что на эту видимость тратятся бюджетные средства - нехорошо, но это не самая большая беда современной российской экономики, во многих других ее областях денег воруется и разбазаривается несопоставимо больше.

На фото министр образования и науки Андрей Фурсенко.