Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Как меняется русский язык



Лет семь назад в интернетах появились лекции Зализняка, в которых он наглядно, на примерах, разъясняет, как языки меняются с течением времени. Например, при превращении латыни во французский слово "дигитус" (палец) последовательно превращалось в "дигиту", "дигту", "дийту", "дийт", "дойт", "доэ", "дуэ", "дуа". Общей тенденцией было упрощение языка, укорочение слов, отпадение звуков в конце и середине слова.

На днях на "Элементах" появилась статья, в которой среди прочего утверждается, что в современном разговорном русском происходят похожие изменения. В самом деле:
---------
- Драсте, Пал Палыч!
- Драсте!
- Сёня стреча буит?
- Абьзатьно.
- А скока чек буит?
- Да чек пять.
---------
Наверное, образованные римляне тоже возмущались тем, как понаехавшее варварское быдло коверкает великий и могучий римский язык. А лет через сто наши потомки будут удивляться, почему орфография русского языка так плохо отражает, как что правильно произносится.

Картинка к посту выдается гуглом по запросу "разговорный русский".

<Месье знает толк в конспирации



Сфотографировал на днях в одном из московских вузов. Говорят, это реальное ФИО реального человека, не шутка, как вот это:



UPD. Вспомнились Кащеев, Мертвищев и Погребняк с военной кафедры.

Об ударениях в русском языке

На "Элементах" появилась очередная лекция Зализняка:



На этот раз про ударения. Оказывается, расстановка ударений в русском языке не произвольна, а описывается довольно строгими и неочевидными правилами, и прямо сейчас одна система правил сменяет другую. По старым правилам, действовавшим во времена Ломоносова, говорили "учи́шь", "вари́шь" и "буди́шь", а по новым правилам, которые будут действовать через несколько столетий, наши потомки будут говорить "ро́стишь" и "ро́дишь". Сто лет назад все говорили "паспо́рт" и "конку́рс", а лет через пятьдесят все будут говорить "э́ксперт". Любопытно.

Лытдыбр



Общался сегодня с одним чиновником от высшего образования, обсуждали грядущие новые стандарты. Вначале было скучно и уныло, а потом он вдруг произнес по ходу разговора: "... сети тэ-эс-эр-один-эр..." Я сначала не понял, о чем он, а потом понял. Реформа высшего образования в надежных руках.

Защита в операционных системах 14 лет спустя

В 2000 году в издательстве "Радио и связь" было опубликовано учебное пособие Защита в операционных системах, написанное мною совместно с двумя коллегами:



И вот через 14 лет в издательстве "Горячая линия - Телеком" издалась обновленная версия:



Ниже кликабельные развороты четырех пар случайных страниц исходного файла (в бумажной книге верстка отличается):

Collapse )

Большинству читателей эта книга совершенно не интересна, это обычный унылый учебник для студентов.

Больше ходячих извращений

Не могу не вынести из комментариев к вчерашнему посту чудесное ходячее извращение под названием Cajun Crawler, изготовленное студентами университета Луизиана осенью 2008 года:



В этом шагающем сегвее нет никакого смысла, он просто прикольный. И еще в нем есть нечто ктулхообразное.

Пластичность мозга



Набрел на любопытную и познавательную научно-популярную книжку некоего Нормана Дойджа Пластичность мозга. Автор проводит обзор разных областей современной нейронауки с идеей показать, что способности человеческого мозга к самоорганизации и переупорядочиванию своей деятельности гораздо выше, чем принято считать. Хотя проверка основных положений гуглом показывает, что автор часто выдает желаемое за действительное, и преувеличивает почти все, о чем пишет, но, тем не менее, чтиво занимательное, рекомендую. Вот пара кусочков для затравки: Collapse )

По своему личному опыту могу добавить, что чтение лекций в течение нескольких лет действительно сильно помогает в научной деятельности, напрямую не связанной с лекциями. Когда приучаешься говорить четко и ясно, мысли тоже становятся четкими и ясными, и это полезно. А пожилые ученые действительно часто сохраняют полностью здравый ум до 70-75 лет, а потом резко сдают, когда бросают заниматься наукой. Но все равно ведут себя гораздо более адекватно, чем типичный средний обыватель такого же возраста.

Как правильно умножать

ru_marazm доставило прекрасное:



А комментарии к этому чуду еще прекраснее. Вот лишь малая толика.

uralskiy_troll: В 3 или там 5 классе преподают не высшую математику, а преподают именно основу процесса арифметики. НО !!!! Именно из понимания самой основы потом ученики будут учить, например,физику. А уж физике, то , уж тут Вы не будете спорить, очень важно понимать, что на ято умножается. Что расстояние = скорость x время. или Масса = объем х на плотность. и т.п. Именно эту цель и преследует педагогика, когда пытается эту мысль донести. Именно поэтому учитель и пытается донести до ребенка именно понимание процесса " в натуре" так сказать. именно на таком простом примере. Если сейчас ребенок СЕЙЧАС не видит у себя в мозгу этого процесса, как он потом будет учить физику или ,например, химию. З.Ы. не все так печально...девочка есть девочка...у девочек с этим вообще сложности.

newfather: Произведение не меняется, меняется смысл. 2 литра * 9 = 18 литров. 9 покупателей * 2 = 18 покупателей.

sicilysun: Ответ правильный, но решение разное, я уже выше писала, что если развернуть пример от сложения к умножению, правильно 2+2+2+2+2+2+2+2+2=2*9=18 девять раз по два, а не 9+9=9*2=18 два раза по девять. Вот как-то так.

leonid8: А я показал задачу.... ну неважно кому, важно что педагогу младшей школы советской закваски (даже доперестрочной). И он сказал, что учитель прав. Я попытался что-то объяснить, но педагог сказал что их так учили в советском педучилище и ушел от меня чеканя шаг.

krino2: ошибка в том, что нужно найти решение, а не перемножить числа из задачи в произвольном порядке. я считаю, что на этапе обучения следует именно строго следовать правилу. если мы говорим, что E=mc^2, то оно именно так, а не m*с*m или с^2m. применять ранее полученные знания можешь как угодно. у нас именно по этому и самолёты падают или жигули после покупки перебирать надо т.к. каждый считает себя умнее других и ему закон не писан. тебе дали задачу, ты выполни как задали, а не придумывай отсебятину, ибо потом твоим результатом будет пользоваться другой человек и он должен доверять твоему решению и не должен перепроверять за тобой, а твоё решение должно быть правильным. решение девочки можно охарактеризовать как "ответ правильный, и так сойдёт".

glafirok65: Умножение — одно из четырёх основных арифметических действий, бинарная математическая операция, в которой первый аргумент складывается столько раз, сколько показывает второй.Это обще принятая норма. Два литра молока повторяли девять раз. Для этой задачи такой порядок (2х9) принципиален,ибо цель задачи выявить ,насколько ребенок понял суть умножения.

ssich: Но если ребёнок изначально не будет понимать, какой физический показатель он вычисляет, то, думается, подойдя к изучению физики, он не поймёт, почему при исчислении момента силы именно значение силы умножается на расстояние, а не наоборот. И формула момента силы - ньютон умножить на метр. И не иначе. Хотя результат одинаковый, вроде бы. Логика вычислений же.

Фурсенко бессилен что-либо испортить.

Православный учебник биологии

Полтора года назад я писал про учебник православной арифметики. А сегодня случайно набрел на замечательный православный учебник общей биологии для 10-11 классов, написанный под редакцией академика РАН Ю.П. Алтухова, сверстанный в патриаршем издательско-полиграфическом центра Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и отпечатанный на улице Энгельса. По большей части учебник вполне вменяем, но там, где заходит речь об эволюции, там...



Collapse )

Говорят, по этому учебнику реально учились какие-то дети "в Москве в средних школах районов Ясенево и Сабурово, а также в виде эксперимента в государственной школе № 262". Не зря говорил покойный Алексий: те, кто хотят верить, что они произошли от обезьян - пусть верят, может быть, они от них и произошли.

Такие дела.

UPD. Покойный академик Ю.П. Алтухов этот учебник, похоже, не редактировал.